Уступка права требования по долгу коллекторам нередко вызывает массу вопросов и возмущений со стороны заемщиков. И ВС РФ однозначно определяет, когда такая уступка будет незаконной.
Гражданка К. с 2007 года пользовалась кредитной картой, оформленной в «УРСА Банке». Пользоваться – пользовалась, но вот платежи вносить забывала. Ввиду такого попустительства к 2014 году долг составил более 860 тыс. рублей, после чего банк продал ее долг коллекторской фирме ООО «Бастион».
Коллекторы обратились в суд, но заемщица решила активно сопротивляться, поскольку согласия на переуступку не давала, чем была крайне возмущена. Вот только две инстанции встали на сторону коллекторов, указав, что:
личность кредитора по данному делу не имеет никакого значения для К. – кому платить деньги ей все равно;
запрета на передачу долга в кредитном договоре нет.
Раздосадованная заемщица добралась до ВС РФ (дело № 67-КГ19-2), а высокая инстанция сделала совершенно противоположный вывод из нескольких доводов:
- Во-первых, банк вправе заключить договор цессии только с коллекторской фирмой, имеющей специальную лицензию. Просто так продать долг «абы кому» он не вправе. У «Бастиона» такой лицензии не оказалось
- Во-вторых, возможность уступки права требования должна быть включена в договор, а ее в кредитном договоре банка с К. не было.
Итог: все судебные акты отменены, принято новое решение об отказе коллекторам во взыскании долга.