АО «ТАЛК» в Тюменской области обратилось в «Стройлесбанк» для открытия кредитной линии с лимитом в 40 млн. рублей. Успешно заключило договор и в довесок к кредиту получило дополнительную комиссию в 390 000 рублей, которую банк удержал якобы за исполнение договора.
Поскольку 90% акций АО находилось во владении Тюменской области, иск об оспаривании положений договора подавала региональная прокуратура. Прокуроры просили признать недействительным пункт в договоре о той самой комиссии. Как было указано в иске, суть комиссии – просто ничем не обоснованный платеж за уже оказанные банком (открытие кредитной линии) услуги.
Первая инстанция посчитала действия банка и договор с клиентом законными. Якобы банк вправе использовать комиссию в качестве компенсации возможных убытков.
А вот апелляция встала на сторону прокурора: взимание вышестоящего суда все же привлек тот факт, что в обмен на комиссию банк никаких услуг не оказывает, а понесенные издержки не доказал. Решение апелляции подтвердил и арбитраж округа (дело А70-11653/2018).