Вопросы, рассмотренные в статье:
Последние несколько лет государство пытается навести относительный порядок в сфере микрокредитования, активно борясь на законодательном уровне с кабальными процентами и бешеными неустойками, подчас многократно превышающими само обязательство.
Предельный размер долга, максимальная величина процентной ставки в день или год, ограничение не превышение штрафов над суммой долга. Все это уже получило свое воплощение на законодательном уровне.
Потерявшие сверхдоходы МФО идут на самые разнообразные уловки, о которых мы уже писали ранее, и одна из них – навязывание страхования жизни, здоровья или трудоспособности заемщика.
А если я не хочу страховку?
Заёмщик при оформлении как кредита, так и микрозайма вправе отказаться от любых дополнительных услуг. И это, в случае с МФО, действительно можно сделать практически безболезненно – просто убрав соответствующую галочку на сайте, если заем оформляется онлайн.
Сложнее с личным визитом в офис. Там часто сотрудники МФО «по секрету» намекают клиенту, что отсутствие страховки моет негативно сказаться на возможности получения займа. Параллельно клиента запугивают возможными последствиями.
«Вот потеряете работу – проценты набегут в 3 раз больше, а то за вас страховая все выплатит!» — классический пример активного убеждения.
В итоге заемщик либо соглашается на страховку добровольно, либо же, при оформлении онлайн, просто не замечает прописанные мелким шрифтом условия или же спрятанные в неочевидных местах «галочки» о согласии со страхованием.
Итог – увеличение суммы займа за счет страховой премии. Доходит до абсурда – при займе в 2000 рублей размер страховой премии может достигать половины величины займа. Но не всегда. Платеж может быть оформлен как фиксированная сумма, так и как процент от взятого займа.
Это законно?
Формально, такое действие законно – ч. 3 статьи 16 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» допускает оказание услуги или продажу товара после получения явного согласия потребителя. Доказывать же «неявность» условий заемщику в любом случае предстоит в суде, но там его шансы на успех весьма велики – как минимум в описанных выше ситуациях.
Поэтому МФО и сотрудничающие с ними страховые компании без особых проблем готовы вернуть страховую премию, пересчитав окончательную сумму займа с вычетом страховой премии.
В соответствии с указаниями Указанию № 4500-У ЦБ РФ от 21.08.2017, отказ от страхового продукта должен быть направлен не позднее 14 дней с момента его оформления. Так же данное право закреплено законодательно – в ст. 2.1 ФЗ от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Это право является безусловным и не имеет значения – высказывал ли клиент согласие на страхование или нет.
Рекомендуем не затягивать и сделать это как можно скорее.
Заявление на отказ от страховки по микрозайму
Каких-либо особых требований к заявлению об отказе от страховки по микрозайму нет. Оно пишется в произвольной форме, но должно включать следующие сведения, позволяющие идентифицировать как заемщика, так и кредитный продукт, по которому ему была навязана страховка.
В заявлении укажите:
- Наименование МФО или страховой компании, с которой заключен договор страхования.
- ФИО и адрес заемщика, паспортные и контактные данные.
- Данные о договоре займа и договоре страхования (присоединения к договору).
- Требование о возврате уплаченной суммы.
- Подпись, дата.
Рассмотрение заявления, как правило, происходит в течение 3-5 рабочих дней. На размер возвращенной суммы это не повлияет – заявление считается поданным в дату его поступления в МФО или страховую компанию.