Вопросы, рассмотренные в статье:
Интересное и можно сказать прецедентное решение вынес Вологодский областной суд, защитивший интересы заемщика-страхователя перед Сбербанком.
Предыстория дела вполне банальна – в 2017 году житель Вологодской области взял кредит в Сберегательном банке сроком на 1 год и общей суммой почти в 32 тыс. рублей с процентной ставкой 20.9% в год.
Одновременно с выдачей кредита, заемщиком было подано заявление о страховании жизни, здоровья и последующего риска потери работы. В числе страховых рисков по программе страхования значились:
- Смерть лица;
- Установление инвалидности первой или второй группы.
При этом наступление указанных случаев могло быть как в результате несчастного случая, так и ввиду заболевания.
Случай, но не страховой
В ноябре 2017 года с заемщиком по месту работы произошел несчастный случай на производстве. В результате мужчина попал в ожоговое отделение и до мая следующего года находился на стационарном лечении в различных лечебных заведениях. Только 1 августа 2018 года ему была установлена вторая группа инвалидности ввиду полученного увечья на производстве.
После этого заёмщик направил документы в страховую компанию о получении компенсации ввиду наступления страхового случая, но получил отказ. Страховая компания ООО «СК «Сбербанк» сослалась на тот факт, что группа инвалидности была установлена мужчине уже по истечении срока действия договора страхования, а потому на компенсацию он рассчитывать не вправе.
Первый суд не помог
Череповецкий городской суд, куда мужчина обратился с иском к СК «Сбербанк», в иске ему отказал и принял сторону страховой компании. Основание – прописанное в договоре условие наступления страхового случая. Это означало, что моментом наступления несчастного случая не может быть признан страховым случаем, поскольку договором застрахован лишь риск в виде утраты трудоспособности или смерти. Подтверждение утраты трудоспособности же заемщику оформлено лишь в августе 2018 года.
Апелляция встала на сторону заемщика
Апелляционный суд, рассматривая жалобу заемщика на решение суда по первой инстанции, указал следующее:
- В условиях страхования содержится противоречащее ст. 93 ГК РФ условие, которое лишило заёмщика не только выплаты, но и защиты через суд;
- Дата назначения группы не имеет значения, поскольку выдача справки МСЭ носит лишь подтверждающий факт утраты трудоспособности характер, а по факту трудоспособность утрачена в день несчастного случая;
- Подача документов в страховую компанию после истечения срока действия договора не может лишать застрахованное лицо выплаты.
Итог: требования истца были удовлетворены и в его пользу взыскано 31722 рублей компенсации по договору страхования;
Судебные и почтовые расходы также были взысканы со страховщика.