Вопросы, рассмотренные в статье:
- Когда можно жаловаться на коллекторов в Роспотребнадзор?
- Содержание жалобы в Роскомнадзор на коллектора. Образец
Достаточно специфическая форма защиты своих прав, актуальная, в основном, для третьих лиц, с которыми пытаются взаимодействовать коллекторы.
В своей деятельности любые взыскатели долгов обязаны соблюдать нормы законодательства о защите персональных данных. В отношении должников, как правило, к коллекторам переходят права требования от банков и МФО, которые заблаговременно получили согласие от клиента на обработку его ПД и их передачу для целей взыскания.
И даже несмотря на то, что многие заемщики не обращают внимание на то, что они подписывают при оформлении кредита или займа, подобных документов формально достаточно для того, чтобы коллекторы могли работать. Однако это в любом случае не дает им право бесконтрольно распоряжаться персональными данными.
Когда можно жаловаться на коллекторов в Роспотребнадзор?
Наиболее частыми основаниями для обращения в РКН с жалобой являются следующие действия коллекторских служб:
- Неправомерное распространение персональных данных должника: размещение публикаций в СМИ и соц.сетях, их передача третьим лицам.
- Использование данных, на которые должник не давал согласие. Например, нового номера телефона, о котором коллекторы узнали из иных источников.
- Незаконное использование данных третьих лиц: родственников, коллег, друзей или же сведений, указанных заемщиком в кредитном договоре в качестве «контактного лица».
Во всех этих случаях пострадавшее от действий коллекторов лицо вправе требовать прекращения обработки незаконно используемых персональных данных. Параллельно можно (и нужно) обратить внимание на нарушения агентства и основному надзорному ведомству в сфере защиты ПДН – Роскомнадзору.
Обратиться в данное ведомство можно как в письменном, так и в электронном виде.
Содержание жалобы в Роскомнадзор на коллектора. Образец
Строгих требований к содержанию обращения в Роскомандзор нет. В своей деятельности учреждение руководствуется основными положениям ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Согласно нормам данного закона, главными требованиями к обращению являются:
- Наличие данных заявителя.
- Конкретное требование или вопрос в документе.
- Отсутствие оскорблений в тексте.
Лишь при нарушении перечисленных пунктов обращение может быть возвращено без рассмотрения.
Но желательно придерживаться общих требований к такого рода документам и отразить в обращении следующие нюансы:
- Наименование управления Роскомнадзора, его адрес.
- Полное ФИО заявителя, его адрес, контакты.
- Описание ситуации: где, когда, кем и при каких обстоятельствах был нарушен закон о персональных данных, в чем это заключалось.
- Нормативная база: ссылки на нормативные акты, практику.
- Требование к контролирующему органу.
- Дата, подпись.
К жалобе можно приложить любые, имеющие значение документы, аудио-записи и т.д.
По итогам рассмотрения Роскомнадзор может оштрафовать коллекторское агентство по различным статьям КоАП РФ. Например, до 75 тыс. рублей по часть 2 ст. 13.11 КоАП РФ (обработка данных без согласия).