Интересный спор между юридическими лицами дошел до Верховного суда.
Изначальные правоотношения возникли аж в 2014 году – именно тогда банк «Югра» согласовал открытие 2 кредитных линий для ООО «Стройспецгрупп». В дальнейшем срок возврата кредита неоднократно был продлен, в итоге один из кредитов должен был быть возвращён в 2019 году, второй – в 2020.
В 2017 году (в мае) АО «Прагматик» предоставило 2 здания в ипотеку в качестве обеспечения исполнения ООО «Стройспецгрупп» обязательств по договору и поручилось за кредитора. А в ноябре того же года банк потребовал досрочно вернуть деньги.
Поскольку возвращать заемные средства компания не планировала, банк потребовал от АО «Прагматик» передать здания в обеспечение исполнения требований.
Что примечательно: суды трех инстанций единогласно стали на сторону «Прагматка», указав, что договор ипотеки без конкретного срока истек после 1 года со дня подачи банком требования о досрочном возврате кредита. Следовательно, потребовать обращения взыскания на залог уже нельзя!
А вот ВС РФ, куда с жалобой дошел банк, посчитал иначе и сослался на абц. 2 п. 6 ст. 367 ГК РФ в редакции 2015 года, которая гласит, что досрочное требование о возврате кредита не может сокращать срок требований к поручителю.
И этот срок должен считаться со дня наступления срока возврата кредита, который так и не наступил к тому времени.
Все выводы нижестоящих судов были отменены. Дело возвращено в первую инстанцию.
Дело № А40-184464/2019