До Верховного суда дошел спор о возврате автомобиля, который не был полностью оплачен по договору купли продажи. К банкротству он не имеет никакого отношения, а вот к механизму оспаривания сделок при попытках вывода имущества из конкурсной массы – вполне.
Изначальный покупатель автомобиля Мурат Б. не внес полную стоимость машины, а затем продал его через своих родственников своей супруге – Зарете Б. По условиям договора стоимость продаваемой машины была определена в 1 млн. рублей, но Мурат Б. просрочил оплату 500 тыс., и продавец потребовал вернуть автомобиль.
Продавец пошел в суд и потребовал возврата машины в судебном порядке, однако последний владелец автомобиля – Зарета Б. заявила встречный иск и потребовала признать ее добросовестным покупателем.
Суды всех инстанций встали на сторону продавца, поскольку:
- все стороны сделки являлись близкими родственниками;
- имела место продажа по явно заниженной стоимости;
- стороны должны были знать об основаниях покупки и продажи автомобиля;
- налицо явный сговор для воспрепятствования возврату автомобиля первоначальному продавцу.
Так же был установлен факт подделки подписи продавца и не представлен факт оплаты покупки якобы «добросовестным приобретателем».
ВС РФ так же констатировал, что все последующие сделки имели явную и очевидную цель противодействовать возврату автомобиля продавцу ввиду нарушения первым покупателем условий договора.
Кроме того, ВС РФ отдельно отметил, что супруга первого покупателя могла и должна была знать как об истинной сути сделки, так и об условиях появления автомобиля во владении семьи. Утверждение о том, что она, якобы, не знала о претензиях продавца к ее супругу, суд счел несостоятельными: наличие близких родственных связей предполагает осведомленность супругов о делах друг друга. Если, конечно, не доказано иное – а иное так и не было доказано.
В итоге все судебные акты оставлены в силе, автомобиль решено вернуть продавцу.