В начале января Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству рассмотреть возможность создания механизма по возврату гражданам банками и другими кредитными организациями средств, похищенных мошенниками.
За 2021 год мошенники похитили у клиентов различных банков свыше 13.5 млрд. рублей, но возвратить удалось лишь 7% украденных средств.
Банки чаще всего снимают с себя ответственность, поскольку большинство хищений совершается с использованием средств социальной инженерии. Грубо говоря, жертва сама переводит деньги, еще и дает необходимые согласия банку даже в случаях, когда очевиден обман и банк старается не допустить перевода.
Например, в декабре 2022 года 62-летняя женщина из Подмосковья оформила кредит для «защиты от множества заявок, поданных мошенниками» и попыталась перевести деньги на счет в другом банке. Сотрудники банка, заподозрив неладное, пытались операцию остановить, но женщина настояла на переводе. О том, что попала в оборот к мошенникам, она осознала только на следующий день.
В этой связи предложено разработать механизм, который возложит ответственность не только для банка-отправителя, но и для банка-получателя. Кредитные организации будут обязаны усилить контроль за операциями, проверяя их на явные мошеннические признаки, и замораживать даже в случае получения согласия клиента на срок до 2-3 дней. Обычно этого достаточно, чтобы жертва осознала суть совершаемых в отношении нее действий.
Для компенсаций за переводы внутри РФ предложен срок в 30 дней, для трансграничных переводов – 60 дней.
Как на практике будет реализована процедура контроля — пока не сообщается. Срок разработки предложений установлен Президентом до 1 июля.