Конституционный суд РФ в своем постановлении КС № 15-П от 14.04.2022 защитил интересы несовершеннолетних детей, чьи родители проходят процедуру банкротства. Суд указал, что за каждым ребенком должно быть сохранено право на исключение прожиточного минимума из конкурсной массы на их содержание.
До столь высокой инстанции дошла Ольга К., которую в июле 2020 года АС Рязанской области признал банкротом (№ А54-5488/2019).
В ходе процедуры К. обратилась в суд с просьбой об исключении из конкурсной массы денежных средств в суме прожиточного минимума на каждого ребенка до 18 лет (всего у должницы было 2 ребенка). Суд заявление удовлетворил частично: старшему ребенку прожиточный минимум гарантировал, а вот младшему – отказал.
Обосновал очень просто: в отношении младшего ребенка нет доказательств неисполнения его отцом обязательств по содержанию, а потому нет нужды «гарантировать» К. средства на содержание ребенка. Все вышестоящие инстанции выводы суда оставили в силе, пока К. не дошла до Конституционного суда.
Там она потребовала толкования п. 3 ст. 213.25 закона «О несостоятельности (банкротстве)», указав, что они противоречат конституционным гарантиям прав и свобод.
КС РФ рассудил, что и должнику, и его иждивенцам должен быть сохранен необходимый уровень существования. Положения СК РФ и других законов не содержат оснований для запрета предоставления содержания несовершеннолетнему из конкурсной массы. Точно так – не имеет никакого значения и доказательство исполнения вторым родителем своих обязанностей по содержанию детей.
Вердикт: решение арбитражного суда и вышестоящих инстанций по ходатайству К. должно быть пересмотрено.
Подобный вывод КС РФ достаточно прецедентен: в практике арбитражей встречаются случаи, когда должнику оставляют лишь 50% от прожиточного минимума, остальное «переводя» на второго родителя. Или же вовсе отказывают, как и произошло в Рязанской области с К.
С такими выводами КС РФ для родителей-должников теперь имеются очевидные гарантии надлежащего содержания детей на период проведения процедуры.